Группа №4 "Сказка"

Проект «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»

Актуальность проекта: 

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Ожидаемые результаты:

Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности; Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах; Обогатить предметно – развивающую среду в группе; Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному направлению работы

Тема проекта: «опытно-экспериментальная деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе»

Цели проекта: создать условия для формирования основ целостного мировидения ребёнка дошкольного возраста средствами эксперимента

  Задачи:

Формировать у детей мышление, фантазию, воображение Развивать с помощью наглядных средств (условных знаков, символов, моделей, схем) познавательный опыт Развивать экспериментирование как, эффективный метод познания окружающего мира Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни

 

Длительность: Сентябрь 2016 - май 2017 года (долгосрочный).

Подготовительный этап:

Подготовка материала, оборудования для экспериментов. Подбор загадок, стихотворений  и игр для занятий.

Основной этап:

Планирование занятий на период с сентября 2016 по май 2017 года. Планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности.

Заключительный этап:

Сформировать картотеку по экспериментам с природным материалом. Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным материалом и оборудованием.

Планирование занятий по экспериментированию с детьми второй младшей группы

Тема

Совместное

элементарное

экспериментирование

(содержание)

Задачи

Сентябрь

«Узнаем, какая вода»

 

Материал: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная; третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением араматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.

Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. текучая)

«Что в пакете?»

Материал: Полиэтиленовые пакеты

Обнаружить воздух в окружающем пространстве

Тонет, не тонет, плавает

Материал: таз, кувшин с водой, кукла, полотенце, мяч, камень.

Развивать игровую деятельность детей;  развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей. Формировать  умение  называть  свойства  предметов (твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде).

«Волшебница - вода» 

Материал: Иллюстрации с пейзажами в разное время года, набор карточек с животными и птицами, магнитофон, три бутылки. Веточка ёлки, картинка-  гриб, краски(красная, зелёная), стаканчики с кипячёной водой для детей, кукла – волшебница.

Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бережное отношение к воде. Развивать речевую активность. Учить детей различать и называть воду

Октябрь

«Вот какой песочек»

 

Материал: Тазик с сухим  песком, камешки, набор игрушки из kinder-яйца, лейка с водой, классическая музыка со звуками реки

Развитие восприятия, воображения, логического мышления;

Развитие мелкой моторики; Закрепить знания детей о свойства и особенностях песка

Мокрый песок принимает любую нужную форму"

 

Материал: тазик воды, песок

Познакомить детей со свойствами мокрого песка

Перо

Материал: тазик воды, перо

Формировать представление детей о том, что перо легче воды и воздуха

«Дождик» (игры с водой)

 

Материал: таз с водой, сито, стаканчики из-под майонеза, йогурта с дырочками в дне.

Продолжать знакомить со свойствами воды

 

Ноябрь

«Горячо-холодно»

 

 

Материал: Бутылочки с холодной и горячей водой (не больше 45 гр.), стаканчики, тазик

Формировать умение определять температуру веществ и предметов

 

«Окрашивание воды»

Материал: емкости с водой, гуашь разных цветов

Выяснить свойства воды (вода  прозрачная, но может менять свою  окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

«Легкий - тяжелый»

 

Материал: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»)

Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять  вес предметов и группировать предметы по весу.

 

«Чудесный мешочек»

 

Материал: мешочек, предметы различные по качеству

Познакомить с органами чувств и их назначением

Декабрь

«Снег и  его свойства!»

Свойства снега: (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

Материал: одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега, салфетки и полотенце

Формировать представление о снеге и его свойствах. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы

«Хрустальные льдинки»

Материал: тазик с холодной водой,  тазик с теплой водой, 2 кусочка льда

Познакомить со свойствами воды (замораживание).  Развитие внимания, любознательности. Формировать умение делать выводы: в теплой воде лед тает быстрее, чем в холодной.

«Как воду превратить в лед»

Материал: банка с водой

Вода превращается в лед при низких температурах.

Вынести банку с водой на улицу утром, и вечером занести

Познакомить со свойствами воды

«Как из снега получить воду?»

Материал: снег, ведерки

Формирование представлений о свойствах и особенностях снега;

Развитие мелкой моторики;

Развитие логического мышления

Январь

«Изготовление цветных льдинок»

Материал: Вода, формочки для льда, гуашь

Познакомить с одним из свойств воды

«Мороз и снег»

Материал: Кусочки льда, стаканчики

Закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры  воздуха

Ветер

Материал: Прозрачные емкости с песком и глиной, емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой

Выявить изменение песка и глины при взаимодействии с ветром и водой

Февраль

«Надувание мыльных пузырей»

«Материал: мыльный раствор в емкости, тарелка, стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце

Научить детей самостоятельно пускать мыльные пузыри, знакомство со свойствами мыльной воды

«Пластмасса, ее качества и

свойства»

Материал:

Пластмассовые стаканчики, вода, спички

Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость)

«Бумага, ее качества и свойства»

Материал: лист альбомной бумаги, лист газеты, лист картона, тазик с водой

Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества  и свойства

Качества бумаги (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность); Свойства бумаги (мнется, рвется, режется, горит)

«Плавает-тонет»

Материал: 2 тазика с водой, машинка игрушечная, игрушечный лимон

Учить детей определять легкие и тяжелые предметы

Март

«Что в коробке»

Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Материал: коробка, фонарик, свечка, лампа

Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа).

«Камушки – какие они?»

Материал: Картинки с изображением камешков коллекция камешков, перо или спички, тазик с водой, полотенца, классическая музыка со звуками шума моря

Развитие восприятия, воображения;

Развитие речи (обогащение словарного запаса);

Развитие мелкой моторики пальцев рук;

Развитие логического мышления

«Посадка лука»

Материал: Пластиковая коробка с землей, пластиковый стакан с водой, 7 луковиц

Уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений

«Кораблики»

Материал: тазик, бумага

Показать детям прием плавания бумажного кораблика в воде

Апрель

«Игры с соломинкой»

(Трубочка)

Материал: трубочки, стаканы с водой

Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть

«Здравствуй, солнечный зайчик»

Материал: зеркала

Дать представление о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности

«Сравнение песка и глины»

Материал: стаканчики, песок и глина, подносы, вода

Познакомить детей со свойствами песка и глины, развивать умение сосредоточиться; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать

Резина, её качества и свойства.

Материал: Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спички, алгоритм

Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность)

Май

Почему песок хорошо сыплется?

Материал: Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость

«Летающие шарики»

Материал: воздушные шары (надуть и отпустить)

Помочь выяснить свойство воздуха в шариках (ЧТО?) – воздух, он выходит из шарика и шарик летит

«Чудесные фигурки»

Материал: песок, формочки для песка, ведро воды, полотенце

Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать фигурки

«Волшебная водичка»

Материал: классическая музыка со звуками воды; чайник с кипящей водой, тарелка с водой, стакан с дырками на дне; два тазика с холодной и теплой водой; 5 листов бумаги, шарф; стаканчики с водой, кисточки краски двух цветов; стаканы с соком и водой 

Развитие восприятия, Развитие мелкой моторики.

Закрепление знаний детей о свойствах и особенностях воды.

 

 Планирование работы с родителями.

Сентябрь Консультация: «Познаём природу через наблюдения при прогулки с родителями»

Октябрь Родительское собрание «Опыты и эксперименты дома»

Ноябрь Памятка для родителей: «Экспериментирование с водой»

Декабрь Консультация «Эксперименты на кухни»

Январь Консультация для родителей: «Играя, познаем»

Февраль Родительское собрание «Поможем воде стать чистой»

Март Консультация для родителей: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Апрель Консультация для родителей «Организация игр с песком и водой»

Май Выставка поделок из природного материала изготовленных совместно с родителями

 

Список используемой литературы:

1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.

2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.

3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.

4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2014 (методическое пособие).

5. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1997.

6. Вернадский В.И. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 1980.

7.Дыбина О.В. Неизведанное рядом:Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ Сфера, 2005.

8. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми, в 2-х частях - Минск: Аскар, 1996.

5 сентября 2018 в 22:21

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.