Группа №4 "Сказка"
Проект «Игрушка – Матрешка».Цель. продолжать знакомить детей с народной игрушкой – матрешкой. Задачи: Дать элементарные знания о истории создания матрёшки как народного промысла; Обогащать сенсорный опыт детей; Систематизировать и углубить представления детей о разновидностях, внешнем виде матрешки; Развивать познавательный интерес, поддерживать радость от узнавания нового; Развивать навыки действовать коллективно, учить сотрудничать; Содействовать развитию творческих способностей детей; Воспитывать любовь к традициямВид проекта: познавательно-творческий Продолжительность: среднесрочный Актуальность. Дети перенасыщены самыми разнообразными современными играми и игрушками. А вот народных игрушек, таких как матрешки, волчки практически ни у кого нет. Дети порой не знают как, в них играть. Беседуя с родителями о том, в какие народные игры они играют с детьми дома, я выяснила – ни в какие. А так хотелось бы, чтобы дети, начиная с младшего дошкольного возраста, проявляли интерес к русской культуре, традициям, обычаям. Матрешка – русская красавица с милым лицом и задорной улыбкой. Она много лет покоряет сердца детей и взрослых, любителей народной игрушки и коллекционеров по всему миру. Матрешка – развивающая игрушка для детей. Это великолепный дидактический материал. Ее педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует развитию координации пальцев рук, глазомера, восприятия, мышления, речи, воспитывать усидчивость. Матрешка не просто народная игрушка, хранительница исконно русской культуры. Она – сувенир, памятная кукла, на фартуке которой искусно прорисованы бытовые сценки, сказочные сюжеты, пейзажи, фантастические цветы. Матрешка – сувенир России и символ ее культуры, как дымковская игрушка, жостовские подносы, хохлома, палех и гжель. Продукт проектной деятельности: Аппликация “Нарядим матрешку” (коллективная работа); Нетрадиционное рисование “Украсим матрешке сарафан” (ватные палочки); Раскраски “Чудесные превращения”; Выставка рисунков “Матрешки”Предполагаемый результат: Развитие познавательного интереса к народной игрушке – матрешке; Обогащение сенсорного опыта (основные цвета, оттенки цветов, размер); Развитие творческих способностейУчастники проекта: Воспитатели, дети младшей группы, родители. Презентация проекта: Выставка совместного творчества “Ай да, Матрешка!” (творчество родителей); Создание мини-музея “Русская Матрешка”.Этапы реализации проекта: 1. Подготовительный: Опрос родителей: знаете ли вы историю создания народной игрушки матрешки? есть ли у вас дома игры-забавы, матрешки? какие игры с матрешками вы знаете? играете ли вы с детьми в игры с матрешками? Подбор методической и художественной литературы по теме проекта; Подбор иллюстративного материала, картинок, фото с матрешками; Подбор интернет - ресурсов по теме проекта; Разработка плана по реализации проекта2. Основной этап: Рассказ о народной игрушке матрешке; Рассматривание альбома “Такие разные матрешки”; Игры с игрушками матрешками; Игра – инсценировка “У матрешки – новоселье”; Рассматривание картины “Играем с матрешками”; Продуктивная деятельность: нетрадиционное рисование “Украсим матрешке сарафан”, аппликация “Нарядим матрешку” (коллективная работа); Раскраски “Матрешки”; Создание альбома для рассматривания “Народная игрушка - матрешка”; Организация мини-выставки “Ай да, Матрешка!”; Развивающая игра “Разрезные картинки” (матрешки); Разучивание стихов и песен, знакомство с загадками о матрешках; Конструирование “Дом”, “Мебель” для матрешек; Познавательно-исследовательская деятельность “Из чего сделана матрешка?”; Физминутки, динамические паузы “Матрешки”Совместная деятельность детей и воспитателя Чтение стихов о матрешках; Разучивание и пение песенок о матрешках; Загадывание и отгадывание загадок о матрешках; Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов с матрешками; Развивающие игра “Разрезные картинки”; Познавательно-исследовательская деятельность “Из чего сделаны матрешки?”; Продуктивная деятельность (аппликация, рисование); Непосредственно-образовательная деятельность;Самостоятельная деятельность детей
Совместная деятельность детей и родителей
3. Заключительный этап: Оформление практического материала; Выставка творческих работ детей, родителей; Создание мини – музея “Русская матрешка”4. Игры с матрешками.
“Матрешечный оркестр”. Из матрешек можно сделать музыкальный инструмент и даже оркестр. Сначала нужно разобрать матрешку. Расставить все цилиндрики полой частью вниз, от маленького к большому. Получаются барабаны! Надо стучать по ним разными колпачками, палочками, обращая внимание ребенка на то, как в зависимости от размера барабана меняется извлекаемый из него звук. Можно выстукивать разные ритмические рисунки. Есть шанс развить у ребенка отличный слух и отменное чувство ритма. “Баскетболисты”. Надо перевернуть барабанчики и они превратятся в корзины, в которые можно забрасывать либо маленький мячик, либо теннисный шарик. Эта игра развивает крупную моторику и координацию движений. “Погремушки”. Нужно насыпать в первую маленькую фигурку манную крупу, во вторую – гречку, в третью – горох, в четвертую – фасоль, а в пятую грецкий орех. У каждой матрешки свой голос – от тихого шуршания малютки до громкого клокотания мамаши. Эта игра дает детям возможность познакомиться с понятиями “тихо-громко”, “тише-громче”. Заодно дети выучат названия круп, узнают, какие зерна по цвету, размеру, как воспринимаются на ощупь и как по-разному поют. Эта игра на развитие различных ощущений легко превращается в игру на развитие речи. Когда ребенок устанет, можно предложить ему пересыпать крупы, например насыпать их в цилиндрики пальцами или ложечкой, пересыпать крупу из одной половинки в другую. “Сыпучие игры” детям очень нравятся, к тому же пальчики их работают, а значит, развивается речь. “Угадай, что где лежит?” Нужно взять две матрешки одного размера и положить внутрь разные предметы, например, скрепку и монетку. Сначала внимательно послушать, какие у них разные “голоса”, а потом попросить ребенка на слух определить, где что лежит. “Где больше?” Эта игра подойдет для детей, которые умеют считать хотя бы до 3-5. Нужно положить в одну фигурку две финиковые косточки, а в другую – пять и предложить “услышать”, где больше. “Прятки”. Надо приготовить мелкие предметы, затем дать ребенку возможность в течение недолгого времени посмотреть на них. Затем на его глазах положить по одному предмету в разные матрешки. Спустя некоторое время (матрешки играют в прятки, водят хоровод) предложить ребенку вспомнить, что в какой фигурке лежит. Начинать игру лучше с двумя – тремя предметами. Как только игра станет простой для ребенка, можно увеличить количество предметов. 8 октября 2018 в 22:25
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.